Почему мы прекращаем вести учет личных финансов?

09 февраля 2018

Недавно на нашей странице ВКонтакте прошло анонимное голосование по вопросу Почему вы перестали вести учет личных (семейных) финансов?

Результаты оказались довольно интересными:

Основных причин, по которым люди прекращают вести учет личных финансов, всего 5. Как выяснилось потом в комментариях, «Другие причины» все-таки при более детальном рассмотрении сводились к одному из 5 вариантов.

Разобраться, почему люди бросают, казалось бы, столь полезное для семейного бюджета занятие, очень важно. От этого зависит успех тех, кто только начинает свои первые шаги в бюджетировании. При повторной попытке ведения учета также важно «не наступить на грабли». Кроме того, появился повод подумать и разработчикам специальных программ по ведению учета личных финансов.

Я свои первые шаги в ведении учета делал, когда только появились первые специализированные программы под Windows Mobile (помните эти «кирпичики» со стилусами?). Уже трудно вспомнить, как назывались эти программы. Но если покопаться в форумах на 4PDA, все еще можно найти обсуждения этих «мастодонтов». Помню только ощущения общей корявости софта и желание «поотрывать руки» некоторым авторам. И как результат – регулярные порывы «бросить это бесполезное занятие». В плане мотивации, видимо, с тех пор мало что поменялось. Почти все желания «завязать» мне хорошо знакомы по личному опыту. Но, учет семейных финансов, я все-таки продолжаю вести (поэтому в голосовании не принимал участие).

Давайте разберем каждый из ответов в деталях. Что за ним стоит на самом деле?

Слишком много тратил времени на учет

По результатам опроса это самый частый ответ среди проголосовавших. Если вести учет по старинке в бумажном блокноте, EXCEL или пользуясь не слишком удачным софтом, то это первый барьер, с которым сталкивается начинающий «семейный бухгалтер». В чем собственно проблема? Проблема в том, что для внесения данных о покупках, переводах денег, поступлениях, конвертациях и т.п. требуется сесть со счетами, накопленными за день, и потратить минимум 10-20 минут. Иногда надо мучительно что-то вспоминать, если чека нет. Еще больше уходит времени, если по каким-то причинам проленился пару дней и не вносил никаких данных. И совсем много времени у меня уходило на поиск «несостыковок», когда, например, на каком-то банковском счету оказывалось тысяч на 10 меньше чем положено.

Как это лечить?

Первое – пользоваться только специализированными программами. Бумажные блокноты и EXCEL противопоказаны лентяям (по себе знаю). Второе – в программе обязательно должна быть мобильная версия для смартфона с удобным интерфейсом для быстрого ввода данных (лучше отдельный виджет). Тогда легко внести 1-2 платежа в свободную минуту, не дожидаясь вечера. Третье – для меня самое главное. Очень здорово, если программа умеет автоматически загружать данные из банка. Если программа это умеет, то остается внести руками только расход наличных. А таких расходов с каждым годом становится все меньше. Вот это действительно важное изобретение для всех лентяев!

Слишком сложно освоить программы для ведения учета

На мой взгляд, это самая простая из всех проблем. Маркетологи и программисты постарались на славу.

Как это лечить?

Есть люди, которые в принципе не любят компьютеры и смартфоны. Таких мало, но они есть. Им придется осваивать старомодные методы вооружившись ручкой и блокнотом. Для всех остальных есть куча очень простых и понятных программ с очень приятным интерфейсом. Просто надо найти программу «под себя». Не надо начинать с программ вроде 1С Деньги или GnuCash. Я не хочу сказать, что эти программы плохие. Наоборот, в них очень много полезных опций, аналитики, настроек и т.д. Но освоить их новичку будет сложновато. Воспользуетесь нашим обзором и найдите что-нибудь попроще.

Кажется, в последнее время именно интерфейс занимает основное внимание разработчиков. В большинстве случаев, это хорошо, но не всегда. Если программа удобная и красивая, но при этом не умеет, например, анализировать введенную информацию, рисовать графики, строить отчеты … это просто бесполезная игрушка. Вводить данные будет быстро и комфортно, но они вам никогда не пригодятся. На этой ноте как раз можно перейти к следующей причине …

Вел учет, но не нашел применения для его результатов

Такое тоже встречается, как ни странно … Если вы точно не знаете, зачем нужно учитывать семейные финансы, то чаще всего именно так и получается.

Как это лечить?

Простейший ликбез. Учет личных или семейных финансов дает очень быстрый и понятный ответ сразу на два вопроса:

  • Куда уходят деньги?
  • Откуда взять деньги?

«Куда уходят деньги» видно уже после первого месяца ведения учета. Готовьтесь к сюрпризам. Большинство людей даже не подозревает, какие именно категории расходов съедают семейный бюджет.

Бюджет россиянина

На вопрос «Откуда взять деньги» помогает ответить составленный бюджет (сколько вы планируете потратить в месяц и сколько заработать). Первичная цель – сделать этот бюджет профицитным, т.е. прийти к ситуации, когда расходы меньше доходов. Это может показаться странным, но результаты учета финансов почти всегда подсказывают, где искать решение.

Ответы на перечисленные вопросы важны сами по себе, но на этом ни в коем случае не стоит останавливаться. Главная задача ведения учета – подготовка Личного финансового плана (ЛФП). Без учета финансов создать сколько-нибудь грамотный ЛФП невозможно. А без ЛФП весьма трудно решать сложные финансовые задачи, особенно если эти задачи требуют значительных средств (ускоренное закрытие кредитов, пенсионные накопления, покупка недвижимости, образование детей и т.п.).

Вел учет, но это не помогло финансам

Для многих ведение учета становится увлекательным занятием. Уже через месяц вы будете знать, сколько тратите на продукты, транспорт, развлечения. Многие доходят до тонкостей и подсчитывают литры молока, и килограммы моркови. Но зачем все это, если главные финансовые проблемы остаются там же где и были?

Мне этот тип ответов кажется очень похожим на предыдущий вариант (Вел учет, но не нашел применения для его результатов). Если не помогло, значит что-то не так делали. Вариантов всего два:

  • Решали с помощью учета не те задачи (самый частый вариант)
  • Неправильно вели сам учет

Как это лечить?

На всякий случай проверьте, правильно ли вы все делаете: Как вести личный бюджет.

Надо понимать, что сам по себе учет не решает какие-то поставленные финансовые задачи. Но после ведения учета и анализа полученных результатов, вы получите неоценимую информацию, которая покажет, «в каком направлении дальше грести» и как быстро вы пригребете к цели.

Финансы теперь чувствуют себя хорошо. Вести учет больше нет необходимости

Счастливые люди. Однако … в моей практике так отвечают две категории людей – глубокие пенсионеры и те, у кого нет ЛФП. Нет ЛФП – нет и решения важнейших финансовых задач. Нет решения финансовых задач – это готовность жить на социальную пенсию в преклонном возрасте и свыкаться с другими не очень приятными финансовыми обстоятельствами.

Как это лечить?

Лечить это не надо. Просто еще раз внимательно подумайте и займитесь подготовкой Личного финансового плана. Тогда вы снова поймете, для чего нужен учет финансов. Даже если кажется, что с финансами все ОК.

Вместо заключения

Если вы уже вели учет семейных финансов, но забросили – возвращайтесь. Программы с каждым годом становятся удобнее и понятнее. Освоить их легко, а пользы от этого нехитрого занятия будет много. Не забывайте только, для чего все это делается …


Записаться на бесплатную консультацию по создания Личного финансового плана

Комментарии

  1. Александр 04 марта 2018, 11:23(Комментарий был изменён) # 0
    Я бы тоже ответил «Вел учет, но это не помогло финансам». Все аналитики упорно не замечают тот факт, что не всегда учёт и составление ЛФП помогают наладить свои проблемы с финансами. А когда такое бывает? Я объясню! Например, у меня 2 маленьких детей и неработающая жена. А, да! Ещё кошка. Так вот я получаю з/п, конечно, больше, чем средняя по региону. Но эта з/п одна на всех. Всех нужно: накормить, обуть-одеть, вылечить, развлечь, обучить. Машину, как минимум заправить, а как максимум выполнять ТО вовремя. Квартиру, свет и электричество с водой оплатить. А ведь есть ещё и кредиты… Тут на все про все ОДНА зарплата. Тут экономь- не экономь, веди учёт финансов или составляй ЛФП — ничего не поможет.
    Что делать? Менять работу? Но это не вариант. Мне сейчас платят раза в три больше, чем средняя по региону. И должность не самая последняя. Где я найду больше? Нигде. Жену отправить работать? Но сначала ее нужно выучить. Чем пока и заняты.
    Вот такие дела.
    1. Сергей 05 марта 2018, 07:49 # 0
      Александр, любая сложная финансовая ситуация (на самом деле даже простая) не может быть решена при помощи Учета финансов. Учет финансов это лишь помощник, который сможет подсказать, где искать решение. Если ваша семья все-так продолжает существовать без каких-либо катострофических сценариев, значит у семьи есть бюджет (даже если формально вы его не составляете). Просто, если вы этому не уделяете специального внимание, то бюджет скорее всего не оптимальный. Учет финансов, как раз и помогает оптимизировать расходы и доходы в каждой конкретной ситуации.

      С Личным финансовым планом все по-другому. Если он есть, то это реальная возможность реализовать задуманное (зависит от конкретных целей). Если ЛФП составлен, значит ему надо следовать и оперативно уточнять в случае необходимости. Только так можно решать сложные финансовые задачи.
    2. Дмитрий 05 марта 2018, 08:47 # 0
      Уже больше года стараюсь покупать все по карте от Тинькофф. В приложении есть детальный отчет по тратам за выбранный период времени. Единственная проблема, что иногда перевожу деньги на другие счета, карты других людей и эта часть денег становится не учтенной. Вы говорили что есть программы которые берут информацию с банковского счета, и предоставляют удобную аналитику. Можете привести примеры подобных программ?
      1. Сергей 05 марта 2018, 09:26(Комментарий был изменён) # 0
        У меня ситуация аналогичная. 80% расходов через карту Тинькофф. Но остаются еще наличные и небольшие расходы по другим картам.
        Поэтому полноценный учет при помощи личного кабинета Тинькова вести не получится. К тому же там нет возможности составлять бюджет и настраивать категории под себя.

        Я уже год как не занимался мониторингом новых программ. Мне пока известна только одна в России, которая грамотно синхронизирует транзакции с баками — Cash Organizer (бывшая Streege). Может быть за это время появилось что-то еще…
        Описание возможностей Cash Orginizer:
        Обзор Cash Organizer — старая статья (только про десктоп версию)
        Streege: прорыв в автоматизации учета финансов — здесь основные возможности мобильной версии
        Слияние Cash Organizer и Stregee состоялось

      Оставьте комментарий