Потребители и поставщики финансовых услуг: сотрудничество или противостояние?

17 фев 2017 Александр  Махновецкий

16 февраля в Москве состоялась Третья международная конференция по финансовой грамотности и финансовой доступности – Как повысить доверие потребителей к финансовому рынку?

Среди участников конференции были и представители нашего сайта. Основные вопросы, обсуждавшиеся на конференции:

Развитие финансовой грамотности и финансовой доступности в мире

Вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности в развитых странах возник в 2008 году, когда в результате лопнувшего финансового пузыря рынка недвижимости США разразился всемирный финансовый кризис. Присутствовавшие на конференции представители нашей страны, Великобритании, Португалии и ряда других рассказывали об общих и специфически национальных проблемах развития финансовой грамотности своего населения. Этот процесс во всех странах идет очень не просто, причем понимание личной ответственности за принятые решения мало зависит от общего уровня образования.

Россия выгодно выделяется на общем фоне, занимая далеко не последнее место, во многом благодаря высокому уровню приобщения россиян к интернету. Но и здесь не все так гладко. Если в крупных центрах дела по оказанию финансовых услуг и развитию финансовой грамотности обстоят неплохо, то в глубинке – на уровне прошлого века.  В отсутствии на местах представительств компаний, оказывающих финансовые услуги, выходом могло бы стать предоставление этих услуг on-line. Для чего потребуется более полное интернет-покрытие территорий, и, главное, доверие населения.

Четыре стороны процесса оказания финансовых услуг и их взаимоотношение

В процессе оказания финансовых услуг непосредственно участвуют три стороны:

  • Поставщик услуги – банк, микрофинансовая организация, страховая компания, НПФ, ПИФ, брокерские компании и т.д.
  • Потребитель финансовой услуги – физическое или юридическое лицо
  • Регулятор – в нашей стране это Центробанк, который контролирует соблюдение поставщиком услуги законов и инструкций

Участники конференции констатировали, что на сегодня в России взаимоотношения между потребителями и поставщиками финансовых услуг носят откровенно эгоистический характер. Для поставщика это выражается в желании представить свои услуги в более выгодном свете, чем оно есть на самом деле, а иногда и откровенно обмануть. Покупатели финансовых услуг зачастую свои ошибки, свою финансовую неграмотность пытаются переложить на плечи поставщиков, регулятора, правоохранителей.

Особое место в процессе оказания финансовых услуг занимает  четвертая сторона – средства массовой информации, к которым относится и интернет. Это благодаря рекламе в СМИ жулики от финансовых услуг, предлагающие высокодоходные «стопроцентно» застрахованные вложения денег, находят своих клиентов. Особенно страдают пенсионеры, привыкшие доверять советским газетам и журналам.  А какое издание не грешит сейчас подобной рекламой?

Часто СМИ бывают повинны и в огромных проблемах поставщиков финансовых услуг, распространяя лживую информацию, вызывая тем самым панику у потребителей.

Развитие финансовой грамотности у населения

Из всего вышесказанного становится ясно, что только развитие финансовой грамотности  населения позволит избежать формирования различных финансовых пирамид, научит наших граждан легко определять финансовых жуликов, видеть уловки поставщиков услуг, имеющих лицензию Центробанка и ведущих вполне легальный бизнес.

Граждане должны научиться принимать финансовые решения осознанно, отдавая себе отчет в возможных рисках, и отвечать за принятые решения самостоятельно.

Сегодняшний уровень финансовой грамотности оставляет желать лучшего. Согласно проведенному опросу многие россияне считают, что банковской системой России руководит Сербанк, а страховой – Росгосстрах!

Итак, финансово грамотным может считать себя человек, который:

  • Ведет учет личных финансов и имеет личный или семейный бюджет
  • Заботится о своем финансовом положении в будущем
  • Разбирается в простейших финансовых инструментах – банковских продуктах, продуктах страховых компаний, операциях с ценными бумагами
  • Разбирается в системе налогообложения, касающейся физических лиц.

Развивающаяся по инициативе Минфина, Центробанка и Министерства образования и науки деятельность по обучению граждан России финансовой грамотности проходит по трем возрастным группам:

  • Дети и юношество
  • Взрослые
  • Пенсионеры

Каждая из этих категорий, в свою очередь, подразделяется на подгруппы.

Минфином подготовлено и аттестовано около 2 тысяч консультантов-методистов, четверо из которых являются членами команды нашего сайта.

Процесс обучения населения находится сейчас на начальной стадии, предстоит еще очень много сделать.

Понравилась статья?

Самое интересное и важное в нашей рассылке

Анонсы свежих статей Информация о вебинарах Советы экспертов

Нажимая на кнопку "Подписаться", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности


Комментарии (0)

    наверх