Обзор Cash Organizer

28 июня 2013   Сергей Кикевич   Все авторы

В продолжение Обзора проектов по учету личных финансов мы решили провести более подробный анализ программы Cash Organizer, которую считаем лучшей на момент публикации обзора.

Мы познакомились с проектом Cash Organizer еще в 2008 году, когда компания-разработчик Inesoft работала над версией для Windows Mobile, и уже тогда программа была явно среди лидеров. Сейчас проект заметно вырос. Cash Organizer работает на впечатляющем количестве платформ: Web, Windows, MacOS X, Chrome OS, Linux и Android.

Наш выбор среди многих других кандидатов остановился именно на Cash Organizer потому, что именно в нем кроме традиционных возможностей уже реализованы и довольно быстро развиваются практически все направления, которые мы считаем «трендовыми» среди проектов в области учета личных финансов:

  • Работа на разных платформах
  • Многопользовательский режим
  • Активная работа с онлайн ресурсами:
    • Автоматическая загрузка курсов валют
    • Синхронизация пользовательских данных через Интернет

Мы не станем утверждать, что проект, который не развивается в перечисленных направлениях, нельзя использовать для учета личных финансов. Дело не в этом. Пользователь, начиная вести домашнюю бухгалтерию, в той или иной программе, невольно связывает себя с ней на довольно продолжительный срок. Накопив значительное количество данных, полезных для анализа и планирования, довольно сложно себя заставить бросить их и перейти на новый продукт. Даже в тех проектах, где экспорт и импорт информации реализован полноценно, такие переходы довольно болезненны. В этой связи мы старались в некотором смысле руководствоваться видением не только текущего состояния, но и перспективами будущего развития проектов.

Как правило, когда человек только начинает вести учет своих финансов, у него есть не очень большое количество счетов, он (или она) может вести бюджет самостоятельно, и функционал многопользовательского режима его пока не интересует. Но ситуация меняется быстро. Там, где нужно было «раскидывать» транзакции по двум счетам, их становится 20 и более. И то, что раньше казалось удобным, может оказаться совсем не таким в изменившихся условиях. Другие люди, купив смартфон, совершенно справедливо захотят воспользоваться в полной мере его потенциалом, и многоплатформенность с возможностью синхронизации мгновенно становятся чуть ли не главными требованиями. Все это мы старались принимать в учет, т.к. сами сталкивались неоднократно с похожими ситуациями.

Итак, по порядку. Первым делом, запуская Cash Organizer, мы получаем возможность 30 дней пользоваться продуктом с полным набором опций и спокойно определить, подходит ли он нам или нет. Достаточно удобно, что авторы сразу предлагают загрузить тестовую базу данных, где есть все необходимые варианты счетов, большое количество транзакций, категорий расходов и т.п. Это важно для пользователя, т.к. даже усердно вводя свои транзакции все 30 отпущенных дней, он не сможет накопить достаточное количество данных, которые позволили бы ему в полной мере оценить возможности анализа и систему отчета. А эти возможности, с нашей точки зрения, являются еще одним неоспоримым преимуществом программы. Отчеты в Cash Organizer довольно просто и гибко настраиваются и позволяют быстро получить ответ практически на все интересующие вопросы. Предусмотрены разные формы отображения информации (линии, круговые и столбчатые диаграммы и т.п.). Это удивительно, но Cash Organizer оказался среди немногих проектов, где можно быстро и просто посмотреть, как изменяется общая стоимость активов во времени. Спрашивается, для чего вести учет, если даже на такой элементарный вопрос потом будет нельзя ответить? В общем, анализ данных в Cash Organizer реализован на очень достойном уровне, и даже его «младший брат» на андроиде в этой области способен на многое.

1После запуска десктопной версии программы или ее полноценного аналога в WEB (рекомендовали бы начать ознакомление с них), мы попадаем в окно с обобщенной информацией под названием «сводка». Мысль авторов довольно здравая – показать основную информацию о том, что происходит с активами. Видно, что окно «сводка» задумано как настраиваемое, но мы быстро убеждаемся, что выбор у нас ограничен заданными четырьмя вариантами отчетов:

  •  Ход реализации бюджета
  •  Круговая диаграмма с расходами по категориям
  •  Запланированные платежи
  •  Баланс счетов

Отчет «Баланс счетов» довольно интересен и позволяет быстро ознакомиться, как изменилась общая стоимость активов и отдельные счета в заданный промежуток времени (промежуток настраивается). Несмотря на то, что сам отчет полезен, его исполнение можно улучшить, т.к. информация показывается не по всем счетам, если их много и они не умещаются на одном экране. В окне выдачи информации не предусмотрена возможность прокрутки списка. Этот же недочет имеется во всех окнах «сводки».

Процесс ввода информации логично начинать с заведения имеющихся счетов. Общие рекомендации о том, как это делать, содержатся в нашем материале Как вести личный бюджет. Отображение счетов Cash Organizer хорошо продумано и содержит довольно удобные возможности для работы с их большим количеством. В частности, есть возможность разбивать счета на произвольные группы. Внутри каждой группы счета могут быть отсортированы как вручную, так и согласно разным параметрам (тип счета, название, валюта). К недочетам можно отнести отсутствие синхронизации порядка после ручной сортировки счетов между платформами. Это особо важно при использовании приложения для андроида, т.к. там возможность сортировки вручную отсутствует. Тем, у кого существует более 10 счетов, рекомендуем сразу создать группу «Часто используемые» и внести туда счета, с которыми планируется работать регулярно.

2
Внесение категорий расходов и доходов происходит довольно просто. Можно вводить собственные категории или использовать в том или ином виде предлагаемые в тестовой базе. Глубина вложенности подкатегорий не ограничена, хотя рядовому пользователю вряд ли понадобится глубина более 2-3 уровней. Интересным решением авторов Cash Organizer стало создание «проектов», дополняющих систему категорий. Некоторые категории могут использоваться для разных целей. Например, продукты могут быть куплены как для дома, так и для дачи. В случае необходимости все расходы связанные с дачей могут быть учтены отдельно при помощи соответствующего проекта.

3
Внесение транзакций не сильно отличается от других аналогичных программ, но есть интересные особенности. Скажем, для часто повторяющихся платежей предусмотрены шаблоны, которые заполнив единожды, можно просто выбирать для автоматического заполнения всех полей транзакции. Шаблоны запоминаются по имени контрагента.

Другое действительно полезное нововведение в Cash Organizer – возможность разделения одной транзакции на две и более частей. Такой тип транзакции называется "Сплит". Скажем если Вы купили в супермаркете не только продукты, но и товары для дома, то расходы можно учесть в одной транзакции, разделив ее на две части. Общая сумма расходов по транзакции будет соответствовать чеку или записи в банковском счете. На наш взгляд, это новшество довольно полезно для последующей сверки информации. Интересно, что второй частью «Сплита» может быть и перевод денег. Эта особенность делает возможным элегантный выход из сложных ситуаций, например, когда Вы расплатились в ресторане за общий счет карточкой, а друзья вернули вам деньги наличными. В этом случае вторая часть «Сплита» записывается в виде перевода с карточного счета в наличные. В приложении для андроида "Сплит" можно найти в опциях "Тип" транзакции.

Практически каждый пользователь, занося информацию о своих расходах, рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда необходимо сверить баланс счета программы с реальной ситуацией в кошельке или в банке. По нашему опыту, при большом количестве транзакций этот процесс может занимать время и быть достаточно сложным. В Cash Organizer эта процедура значительно упрощается встроенным механизмом согласования.

При наличии значительного количества категорий расходов заполнение соответствующего поля транзакции может быть ускорено при помощи строки поиска. Порядок категорий автоматический, сортируется по алфавиту и вручную настроить его нельзя.  В Cash Organizer сделать так, чтобы наиболее часто используемые категории были в первых строках списка можно при помощи небольшой хитрости самостоятельно. Имена категорий, которые Вы хотели бы видеть первыми, можно начинать с цифр (1 Продукты, 2 Рестораны, и т.п.).

4
Одной из важных частей любой программы по учету личных финансов является бюджет. В Cash Organizer в бюджете может быть несколько «бюджетных групп». Из-за особенностей программы в полноценном бюджете групп должно быть как минимум две: группа доходов и группа расходов. При желании можно вынести в отдельную группу любые категории расходов или доходов. Например, если есть расходы, связанные с бизнесом, то их удобно учитывать отдельно от семейного бюджета.

Бюджет можно составлять на разные промежутки времени: месяц, год или произвольный период (например, квартал). Наиболее спорной частью Cash Organizer является процесс создания нового бюджета. Программа автоматически переносит лимиты предыдущего месяца на следующий. На наш взгляд, целесообразно иметь возможность копировать лимиты с других периодов и запоминать для каждого промежутка времени их отдельно. Дело в том, что расходы в году часто происходят не равномерно месяц за месяцем, а зависят от сезона, праздников и т.п. Скажем, многие знают, что в январе традиционно расходуется больше средств, чем, например, в апреле. В этой связи возможность скопировать лимиты с января предыдущего год на январь текущего (или как опция – оставить параметры декабря) была бы довольно востребована.

Если в семье несколько человек, принимающих участие в учете финансов, они могут легко пользоваться программой совместно. В Cash Organizer реализована возможность многопользовательского режима. Доступ каждого из пользователей к информации о том или ином счете может быть ограничен. Если необходимости в таком ограничении нет, то можно просто заходить под одним логином с разных устройств. Следующим шагом по углублению многопользовательской концепции мог бы стать учет имени пользователя при регистрации транзакций.

В отличие от многих других программ онлайн синхронизация данных происходит без участия пользователя полностью через внутренние ресурсы проекта, а не через публичные сервисы, такие как DropBox. В десктопных и WEB версиях Cash Organizer синхронизация происходит автоматически при появлении доступа к Интернет. В приложении для андроида автоматический режим пока не реализован, и синхронизация может производиться вручную каждый определенный промежуток времени или во время закрытия программы.

С полезными возможностями программы можно ознакомиться так же на блоге авторов: http://cashorganizerrus.blogspot.ru/ 

В целом, ведение учета в Cash Organizer осваивается быстро за счет продуманных деталей и удобного интерфейса. Имеющиеся недочеты не слишком значительны и, как представляется, могут быть доработаны в ближайших версиях программы.


Комментарии ()

  1. Oleg-Gavriluk 11 августа 2013, 12:28(Комментарий был изменён) # 0
    Спасибо за хороший обзор! Подскажите пожалуйста как в CO согласовывать баланс счетов с выписками. Не нашел инструкцию в справочнике.
    1. Sergey 11 августа 2013, 13:29(Комментарий был изменён) # 0
      Олег, программа страдает не очень подробным описанием. Я тоже с этим столкнулся и по другим вопросам.

      Что касается согласования счетов, то там все достаточно интуитивно ...В "платежах" выбираете Согласование. Далее выбираете даты начала и конца выписки, ставите начальные и конечный баланс. А потом жмете ОК и сравниваете каждый из платежей, проставляя напротив значок "Ч", если он согласован.
      1. Bugorkof 29 сентября 2013, 08:29(Комментарий был изменён) # 0
        Возможно ли отслеживание расходов на членов семьи ? Например, мобильная связь, или "одежда -> обувь -> Зина". Или , если сказать иначе, при вводе транзакции учитываются два критерия : "Статья расхода" и "Член семьи", ну и соответственно можно ли затем получать отчеты по этим двум критериям в различных сочетаниях ?
        1. Sergey 01 октября 2013, 11:30(Комментарий был изменён) # 0
          В обзоре мы в принципе писали, что учета автора транзакции у программы пока нет (к сожалению). В принципе такой учет можно вести при создании, например, проекта с названием "Зина". Тогда в отчетах будет доступна вся статистика.
          1. Bugorkof 01 октября 2013, 14:30(Комментарий был изменён) # 0
            Спасибо за ответ. Но меня более интересует не возможность вести учет, кто потратил, а возможность отслеживать, для кого из членов семьи совершена та или иная транзакция. Если примитивно, то примерно так : куплены ботинки -> обувь & для Васи.
            1. Sergey 04 октября 2013, 10:31(Комментарий был изменён) # 0
              Честно говоря, не понимаю в чем разница. При заполнении транзакции есть свободное поле. В этом поле можно указывать, кто сделал транзакцию, а потом изучать соответствующую статистику.
          2. Sergey 04 ноября 2013, 19:31(Комментарий был изменён) # 0
            Нашел новую для себя функцию, которая значительно ускоряет ввод транзакций. В поле "Категория" можно начинать сразу вводить первые буквы категории расхода. Поле заполняется автоматически. Это значительно сокращает поиск категории в прокручивающемс я списке справа...
            1. Владимир 04 ноября 2013, 19:32(Комментарий был изменён) # 0
              Но очень странно, что у Cash Organizer - Выбора редакции - нет iOS версии.
              Плюс не реализован кредитный модуль...
              1. Sergey 04 ноября 2013, 21:32(Комментарий был изменён) # 0
                А что значит, не реализован "кредитный модуль"? Учет кредитов в CashOrganizer довольно удобно вести. Если речь идет об автоматическом расчете расходов по кредитам, то на мой взгляд, это везде реализовано неудобно. Всех нюансов договора в программе ну учтешь. Лучше все платежи прописывать руками. Кстати, такая же ситуация и с депозитами.
              2. Комментарий был удален.

                Оставьте комментарий

                наверх