Формулы древних: чудеса сложного процента

18 мар 2013 Сергей  Кикевич

Сложный процент – это восьмое чудо света.
Тот, кто понимает это - зарабатывает его,
тот, кто не понимает - платит его.
Альберт Эйнштейн

Сложный процент или капитализация доходов это феномен, который позволяет зарабатывать умелым инвесторам не просто много, а очень много. Этот же феномен приземляет заработки хронических неудачников. В некотором смысле сложный процент это тот самый социальный лифт, который позволяет умелым и упорным достигать самых амбициозных задач.

 

1 год

2 года

10 лет

15 лет

20 лет

30 лет

40 лет

8%

           1 080р.

         1 166р.

         2 159р.

           3 172р.

           4 661р.

           10 063р.

            21 725р.

20%

           1 200р.

         1 440р.

         6 192р.

         15 407р.

         38 338р.

         237 376р.

       1 469 772р.

30%

           1 300р.

         1 690р.

      13 786р.

         51 186р.

      190 050р.

      2 619 996р.

    36 118 865р.

Цифры часто говорят лучше самых подробных объяснений. На примерах вышеизложенной таблицы можно посмотреть, как отличается прибыль на вложенные 1000 руб. в зависимости от того, какую доходность может обеспечить инвестор. В качестве базового параметра – 8%. Такую прибыль можно получить практически безрисково на депозите Сбербанка. Через 40 лет этот вклад принесет 21 тысячу рублей. Если же инвестор может вложить деньги в бизнес, который стабильно приносит 20% годовых, то через те же 40 лет получит почти 1,5 млн. рублей. Разница существенная… Правда, надо сказать, что мало кому даже из профессионалов удается на протяжении 40 лет показывать доходность в 20%. Следующая строчка с цифрами скорее из области фантастики – 30% годовых никому не удавалось зарабатывать 40 лет подряд. Вместе с тем, прежде чем мы совсем отвергнем возможность таких доходов, следует заметить, что компания «Berkshire Hathaway» Уорена Баффета на протяжении 30 лет имела доходность 30% и более. Несколько же лет подряд можно достигать и более высоких показателей. 

Именно сложный процент заставляет акционеров успешных компаний не выплачивать дивиденды, а инвестировать все в бизнес. И наоборот, на Западе часто дивиденды называют «страховкой от плохого менеджмента».

Сложный процент лежит в основе другого важного понятия. Из таблицы видно, что 1000 рублей сегодня эквиваленты 1200 рублям в следующем году при инвестировании с 20% доходностью.  Такое будущее значение ранее вложенных денег называют «будущей стоимостью» (или временной стоимостью). Будущая стоимость зависит от срока инвестирования и доходности. Если годовую доходность обозначить за i, то вложенные 1000 рублей через год принесут 1000×(1+i). Здесь доходность следует выражать в десятичных числах, т.е. 8% эквивалентно 0,08. Через 3 года мы получим 1000×(1+i)×(1+i)×(1+i).

Общая формула будущей стоимости денег:

 FV=PV×(1+i)N

FV– будущая стоимость денег
PV– текущая стоимость денег
i– доходность
N– количество лет

Данные в таблице получены по этой формуле. Таким образом, для инвестора важны два параметра его инвестиций: годовая доходность и срок инвестиций. Если годовая доходность мала, не важно как велико N  (как долго мы инвестируем). Заработать много не получится. И наоборот, если мало, не так важна доходность.  Больше всего денег приносят высокодоходные инвестиции с длинным сроком. Время – друг умелого инвестора.

Возможно будущая стоимость денег объясняет, почему люди, имеющие опыт успешного инвестирования, как правило, критически относится к крупных покупкам, не приносящим дохода в будущем. Именно успешный инвестор хорошо знает будущую стоимость 1,500,000 рублей, которую он мог бы заплатить за красивую спортивную машину. И чем лучше профессиональные качества инвестора, тем более скупым он становится (шутка).

Формула будущей стоимости также может объяснить, почему большие компании испытывают сложность с получением высокой доходности. Предположим, Вы как успешный управляющий производителя компьютеров с годовым оборотом в 100 млн. $, пообещали Вашим инвесторам доходность в 30%. За первые десять лет не возникло никаких проблем. Теперь продажи компании составляют 1,3 млрд. $. Но вот через 40 лет, чтобы продолжить продавать с теми же темпами придется продать компьютеров на 3600 млрд. $. Вероятно, это уже будут продажи вне Солнечной системы, т.к. на Земле столько компьютеров вряд ли будут востребованы.

Практика показывает, что вполне успешные корпорации, например, IBM, HP, General Electrics, практически все нефтяные компании, вырастая примерно до уровня в 20 млрд.$, словно «натыкаются на стену» и перестают приносить свои заветные 20% вкладчикам. Поэтому, стоит иметь ввиду, что инвестируя только в «голубые фишки», мы снижаем риски, но и заранее ограничиваем свои возможности.

Понравилась статья?

Самое интересное и важное в нашей рассылке

Анонсы свежих статей Информация о вебинарах Советы экспертов

Нажимая на кнопку "Подписаться", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности


Комментарии (0)

    наверх