Выбираем финансового консультанта

15 мар 2016 Сергей  Кикевич

Где же яхты ваших клиентов?

2005 году Фред Швед опубликовал книгу «Где яхты ваших клиентов?» (Where Are the Customers' Yachts), которая сейчас является признанным бестселлером. Идея названия очень простая. Посетителю одной из управляющих компаний на Уолл-стрит показывают, как хорошо у них идут дела. Демонстрируют пришвартованные яхты менеджеров. Посетитель наивно спрашивает: «А где же яхты ваших клиентов?». Успешность управляющего безусловно измеряется приростом средств его клиентов. То же самое можно сказать и о финансовых консультантах.


Многие уже поняли, что профессия финансового консультанта может быть не менее востребована, чем, скажем, профессия психолога или даже врача. У нас в стране к этому только привыкают, но опыт дальних и ближних соседей показывает, что так оно видимо и будет.

Востребованность услуг финансовых консультантов означает и необходимость рационального выбора среди консультантов. Ведь цена ошибки может быть довольно высокой. К сожалению, сделать выбор самостоятельно не так уж просто. В европейских странах и в США правительства понимают, что их подданные вряд ли способны выбирать правильно без помощи сверху. Поэтому вместе с кредитными организациями, брокерами, управляющими компаниями деятельность финансовых консультантов подлежит лицензированию. Это сильно упрощает задачу выбора. Скажем, в США для того чтобы проверить личность финансового консультанта достаточно ввести его данные в поисковике SEC (Security Exchange Commission) или FINRA (Financial Industry Regulatory Authority) и сразу станет понятным, получил ли консультант лицензию. В России пока до лицензирования консультантов не дошли, хотя уже несколько лет разговоры об этом ведутся.

Мы решили высказать свое мнение о тех критериях, которыми можно пользоваться для минимизации рисков, выбирая к кому обратиться.

Независимость консультанта

  • Банки
  • Брокеры
  • Управляющие компании и хеджевые фонды
  • Накопительное страхование

Начнем с самого простого и одновременно самого эффективного. Если консультант представляет какой-либо банк, брокера, управляющую компанию, лучше всего разговор с ним не продолжать. Штатные консультанты таких компаний, а их встречается немало, как правило все консультации сводят к покупке продуктов их работодателей. Особенно активны в этом плане консультанты в крупных брокерских компаниях. Чаще всего эти люди слабо подготовлены профессионально, но компенсируют этот недостаток своей навязчивостью и напором. Иногда создается впечатление, что их только этому и учат.

Еще хуже с консультантами от банков. Их по количеству, вроде бы, встречается меньше, но разрушительный эффект от их деятельности гораздо ощутимее. А главное, они ближе к простому населению, т.к. к брокерам приходят все-таки люди более решительные и иногда лучше разбирающиеся в финансах. Консультанты от банков специализируются прежде всего на советах по выбору «правильного кредита». Поэтому еще сильнее пугают программы по развитию «финансовой грамотности» в понимании банкиров. Денег в этой среде много и на раскрутку таких мероприятий кредитные организации не скупятся. Лучше от «грамотности» в версии банкиров держаться как можно дальше. Разобраться самостоятельно, где там спрятано зерно правды, а где реклама почти невозможно.

Ситуация с консультантами от управляющих компаний и различных инвестиционных фондов мало отличается. Разве что эти организации ближе всего к инвестиционной деятельности как таковой, там работают профессионалы и иногда они действительно говорят по делу. Проблема в том, что они никогда не порекомендуют продукт, который принадлежит конкурентам, даже если он лучше, дешевле и т.п.  Хорошим примером таких ущербных рекомендаций является резонансный случай Morgan Stanley. Инвестиционной компании пришлось заплатить многомиллионный штраф за то, что штатные консультанты рекомендовали клиентам в первую очередь инвестиционные продукты Morgan Stanley.

Иногда юридически финансовый консультант является независимой фигурой, но у него заключены партнерские соглашения с какими-либо компаниями, предлагающие свои решения для инвестиций. Такую ситуацию выявить можно только по косвенным показателям. К примеру, если консультант предлагает к рассмотрению очень ограниченный выбор инвестиционных инструментов (не более 2-5). Следует понимать, особенно если речь идет об инвестициях за рубежом, выбор инструментов исчисляется сотнями и даже тысячами вариантов. Многие из финансовых инвестиционных компаний жестко конкурируют друг с другом, предлагая довольно схожие условия и стратегии.

В России частным случаем явной аффилированности является модная в последнее время настойчивая продажа продуктов накопительного страхования и инвестиций типа Unit-linked insurance plan (ULIP). Как правило, клиенту предлагается выбрать из двух-трех страховых компаний этого типа. Консультант при этом получает не только за консультацию, но и хорошие комиссионные за очередного клиента от страховщиков.

Что нам рекомендуют

  • Валютные пары, ПАММ счета
  • Покупка акций, облигаций какой-либо компании
  • Всё в золото!
  • Срочно!
  • «Я не знаю … »

Внимательно следует относиться и к тому, что рекомендуют консультанты, даже если они являются «независимыми».

Первым делом надо бежать от консультантов, которые хотя бы вскользь упоминают возможность использования для инвестиций ФОРЕКС, всяких ПАММ счетов и валютных пар. Тут особо объяснять нечего. Если не знакомы с подробностями, то лучше ознакомиться Осторожно: ФОРЕКС.

Не следует доверять консультантам, которые предлагают начинающим и непрофессиональным инвесторам покупать акции и облигации отдельных компаний. Такой способ инвестиций называют активным подходом. Единственная возможность не потерять деньги – хорошо разбираться в фундаментальном анализе и самостоятельно изучать финансовую отчетность компаний. Но если вы это умеете, то «подсказки» консультантов вам не слишком нужны. Удел всех остальных непрофессиональных инвесторов – фонды, при этом желательно индексные. Именно так американским гражданам, не являющимися профессионалами, рекомендует поступать SEC в США.

В Российском инвестиционном «гламуре» принято рекомендовать вкладывать всё, не слишком размышляя, в золото и доллары. При этом рекомендации часто раздаются с уважаемых каналов ТВ и страниц специализированных изданий. Золото можно заменить любым другим активом, а доллар другой валютой. От этого рекомендация не станет более ценной. Спасти такие инвестиции может только «чудо».

Почти 100% признаком махинаторов являются советы принимать решение СРОЧНО. Вам будут говорить об уникальных возможностях, доступных только сейчас, чудесных обстоятельствах, которые исчезнут уже завтра. Можете быть уверены – перед вами настоящие жулики.

И наконец, признаком порядочного и профессионального консультанта является готовность отвечать «Я не знаю …». Особенно на вопросы о будущем той или иной валюты, стоимости барреля нефти и так далее.

Что нам обещают

  • Доходность выше 20% годовых
  • Вернем все деньги по первому требованию

Довольно просто отсекаются предложения консультантов, которые обещают клиентам слишком выгодные условия. К примеру, даже в российских реалиях долгосрочные портфели не могут приносить более 20-25% годовых (при инфляции на уровне 10%). Если говорить о западных рынках, то там доходности еще ниже. Реальными являются цифры не более 8-15% в год. Естественно, бывают отдельные годы, когда эти цифры увеличиваются в два, а то и в три раза, но среднее всегда гораздо приземлённее.

Другим невыполнимым обещанием при долгосрочных инвестициях является 100% возвратность средств в любой момент. Иными словами, вам обещают очень высокую ликвидность. Теоретически это возможно, но очень сложно выполнимо особенно при использовании высоко доходных (а значит и рискованных) инструментов.

Подтвержденный опыт и результаты

  • Где яхты ваших клиентов?
  • Срок существования сайта, статьи, книги

В России нет единого реестра финансовых консультантов. Но информацию о них можно найти в Интернете. Обратите внимание, как долго существует сайт компании, как давно и регулярно публикуются на ней статьи. Если предлагается тема консультации, которая нигде не встречается на сайте, возможно это направление консультанту мало знакомо.

Немалое значение имеют публикации консультантов в тематических журналах и СМИ, выступления на ТВ, собственные книги на финансовую тематику.

Не стоит слишком много внимания уделять отзывам клиентов, размещенных на сайте консультанта. Плохих отзывов на сайте по определению не может быть. Интереснее поговорить с другими клиентами «в живую», например, если есть какие-либо тематические или клубные встречи.

Понравилась статья?

Самое интересное и важное в нашей рассылке

Анонсы свежих статей Информация о вебинарах Советы экспертов

Нажимая на кнопку "Подписаться", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности


Комментарии 0

    наверх