Четыре взгляда на мир инвестиций. Роджер Гибсон

13 апреля 2015   Сергей Кикевич   Все авторы

  • Изучение бизнеса и владение основами фундаментального анализа не всегда необходимо для инвестиций
  • Существуют 4 взгляда на мир инвестиций, которые формируют совершенно разные мировоззрения
  • Мир профессиональных инвестиций содержит много подводных камней, о которых не любят рассказывать новичкам

В последнее время на почту приходит довольно много сообщений с формулировкой по сути однотипных вопросов по инвестициям. Например, люди интересуются, необходимо ли им для инвестиций владеть подходами фундаментального анализа, изучать бизнес, стоящий за покупаемыми ценными бумагами и т.д.

Тема довольна интересная и несколько менее очевидная, чем может показаться на первый взгляд.

На мой взгляд, лучше всего на этот вопрос сформулировал ответ Роджер Гибсон в своей книге Asset Allocation.

В мире инвестиций существует два фундаментальных вопроса, ответ на которые формирует инвестиционный подход:

  1. Есть ли возможность выбрать акцию (компанию), которая покажет результат лучше среднего по рынку?
  2. Есть ли возможность выбрать время покупки ценной бумаги таким образом, чтобы показать результат лучше среднего по рынку?

На английском вопрос 2 звучит как «возможен ли market timing». Отвечая ДА или НЕТ на эти два простых вопроса, человек соотносит себя с четырьмя фундаментально отличающимися подходами к инвестициям.

В графической форме легче всего изобразить эти четыре области в виде инвестиционного квадранта.

Давайте рассмотрим каждый из подходов в отдельности.

1й квадрант, Активно управляемые инвестиционные фонды

Ответы: Market Timing - ДА, Выбор акций - ДА

В этом квадранте часто ведут свою деятельность профессиональные управляющие инвестиционных фондов, которые строят свою стратегию на достижении результатов выше среднерыночных. Здесь же существует большинство всякого рода жуликов. Сюда иногда заносит некоторых начинающих, которые после ознакомления со специфической литературой, мягко говоря, переоценивают свои возможности.

С жуликами все понятно. Они сознательно вводят своих клиентов в заблуждение, стараясь тем или иным способом заполучить их средства.

Интереснее обстоят дела с профессионалами инвестиционной индустрии. Среди них есть действительно такие, которые искренне считают, что способны выбирать не только компании, но и время их покупки таким образом, чтобы показывать результаты, стабильно опережающие индексы. За все время существование рынка управляющих, которым это удавалось, можно пересчитать по пальцам. И даже с наиболее удачливыми из них случались казусы, которые стоили им, а главное их клиентам больших и очень больших денег.

Тем не менее большинство управляющих сознают свою неспособность выбирать время входа в рынок и сами ценные бумаги, но все равно строят свой бизнес так, как если бы это было возможно. Самое главное, что здесь существует некая «круговая порука».  Т.е. подобное поведение стало своего рода особенностью инвестиционной индустрии и многие выбирают этот путь вполне осознанно, не считая его порочным. В конце концов в других областях бизнеса (маркетинг, реклама) происходят похожие вещи.

Интересно, что именно в этом квадранте как правило находятся ожидания большинства людей, недавно попавших в мир инвестиций.

2й квадрант, Трейдинг

Ответы: Market Timing - ДА, Выбор акций – НЕТ

В этой области живут профессионалы и любители трейдинга и спекуляций. Для них важен именно момент входа и выхода из актива. Сам же актив представляет интерес в основном лишь с точки зрения его ликвидности (простоты покупки и продажи).

Здесь добавить мало что можно, за исключением общеизвестной информации о том, что лишь незначительное количество трейдеров достигают успеха. При этом даже среди этого счастливого меньшинства почти все проходят через обнуление счета хотя бы раз.

3й квадрант, Активные инвестиции

Ответы: Market Timing - НЕТ, Выбор акций – ДА

В основе подхода людей, которые справедливо считают, что умеют правильно выбирать компании «звезды», лежит профессиональное понимание всех деталей бизнеса, который они покупают, а они только так относятся к своим покупкам. Кроме того, им приходится досконально, буквально в лупу рассматривать каждый финансовый отчет компании. Такие успешные инвесторы как Уоррен Баффет кроме того стараются еще и получить контрольный пакет организации, принимая участие в управлении, назначая своих директоров.  Такой подход принято называть стоимостным инвестированием (Value investing), т.к. кроме выбора самой компании необходимо верно определить ее внутреннюю стоимость или цену, ниже которой приобретение является прибыльным.

4й квадрант, Пассивные инвестиции

Ответы: Market Timing - НЕТ, Выбор акций – НЕТ

В этом квадранте находятся все портфельные инвесторы, с широко диверсифицированными портфелями. Пропорции активов в таких портфелях подбираются в соответствии с современной теорией портфеля. Из-за внимательного отношения к пропорциям активов этот метод так же получил название «распределение активов» (asset allocation). Методика, разработанная Гарри Марковицем еще в 50-х годах прошлого века, позволяет учесть при составлении портфеля индивидуальные особенности инвестора, например, его толерантность (склонность или наоборот антипатию) к риску. Главный результат применения этой методики – оптимизация соотношения Доходность/Риск. Типичным инвестором из 4-го квадранта является человек, не разбирающийся в особенностях фондового рынка и не вникающий в бизнес компаний. Более того при составлении портфеля как правило рекомендуется приобретать не акции отдельных компаний, а паи широко диверсифицированных инвестиционных фондов, следующих за индексами акций, облигаций, недвижимости и т.п.

Если сравнивать подходы, лежащие в основе мировоззрений инвесторов из разных квадрантов, то легко заметить, что в квадрантах 1-3 инвестор рассчитывает получить дополнительную прибыль, обладая специфическими умениями (выбрать компанию или время входа в рынок). Инвестор же из 4-го квадранта не считает для себя это возможным в силу тех или иных причин.

На практике наблюдение за активно управляемыми инвестиционными фондами показывает, что подавляющее большинство профессионалов проигрывает индексам. А названия фондов, которые обыграли тот или иной индекс, каждый год меняются. Этот факт заставляет задуматься о случайности их результатов. О сравнении результатов активно управляемых фондов и индексных фондов довольно подробно написано в книге Джона Богла "Инвесторы против спекулянтов".

Что касается успехов инвесторов из 4-го квадранта, то их прибыли на много более устойчивы даже при изменяющемся рынке и не требуют от них значительного участия при управлении портфелем. Вместе с тем их успехи не так ошеломительны, как взлеты и падения капиталов под управлением спекулянтов. Поэтому, вероятно, их имена гораздо реже встречаются на передовицах тематических газет и журналов.

Профессиональные управляющие заслуженно недолюбливают подходы, рекомендуемые Портфельной теорией, т.к. они в значительной степени снижают значимость их профессиональных умений и знаний. Тем не менее в США государственная Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) советует использовать методику распределения активов для инвестиций, в том числе, среди начинающих.


Комментарии ()

    Оставьте комментарий

    наверх