Денежная масса продолжает расти ударными темпами
На витрине современных российских финансов и экономики находятся всего два показателя – инфляция и ВВП. Все усилия Центробанка и Минэкономразвития сосредоточены на поддержании этих двух параметров в более или менее опрятном состоянии. Но иногда хочется посмотреть, что же находится «за витриной».
За витриной
Одним из важных показателей монетарной политики является денежная масса и темпы ее роста.
На графике приведены данные 12-месячного роста (в процентах) денежного агрегата М2, который включает в себя наличные деньги, вклады до востребования и депозиты в рублях.
Можно заметить, что Центральный банк старался контролировать инфляцию в 13-14 годах, сокращая темпы роста М2. Но начиная с 2015 года темпы прироста М2 снова вернулись к более привычным для России темпам роста 10-12% в год.
Инфляция в России, как известно, составляет примерно 4,4%. Куда же девается разница между приростом денежной массы и ростом цен? Из уравнения Фишера мы знаем, что вариантов только два. Лишние деньги идут либо в развитие производства, либо в рост цен.
Рост производства
Вспомним, что у нас происходит с другим «витринным» показателем экономики. ВВП России в 2016 году сократился на 0,2%. В текущем году ситуация улучшается, но все еще далека от идеальной. В первом квартале ВВП вырос на 0,4%, а прогноз Минэкономразвития на 2017 год составляет 2%.
Как мы видим, все новые деньги не могут уходить в столь медленно растущую (если вообще растущую) экономику.
Спрятанные деньги
Итак, цены растут медленно, экономика почти не растет. Куда же деваются новые деньги? Надо отдать должное Центробанку. Его действия находятся, пожалуй, на пределе возможного. Иногда, то что происходит, называется термином «санация денег».
Задумаемся, почему Центральный банк так неохотно и медленно снижает темпы ключевой ставки? Ситуация довольно очевидна, если сейчас ставки понизить до уровня инфляции, деньги, которые сейчас лежат на депозитах и заморожены в облигациях, очень быстро окажутся на рынке и будут способствовать новому взлету цен. Не даром столько усилий ЦБ уходят на создание привлекательных инвестиционных инструментов для «замораживания» длинных денег: новые выпуски ОФЗ, народные облигации, повышенные взносы на ИИС и т.п.
Особую опасность для роста цен представляют иностранцы. Как известно, «львиная доля» ОФЗ раскуплена именно зарубежными инвесторам. Процесс укрепления рубля в прошлом году и заманчивые ставки, искусственно поддерживаемые на высоком уровне, привлекли 1,8 трлн. руб зарубежных денег (около 30% всего рынка гособлигаций). При снижении наших ставок, а также при росте зарубежных ставок удержать иностранцев будет невозможно.
Зачем так много новых денег?
Даже для неспециалиста понятно, что при таких темпах «печатания» денег и стагнации в экономике, сохранить инфляцию на уровне 4-5% будет трудно.
Для примера в Евросоюзе рост денежной массы составляет 4-5% в год при около нулевом размере инфляции. Европейский центральный банк преследует совсем другие цели. Они пытаются увеличить инфляцию, а не снизить ее. В этой ситуации повышенное предложение денег вполне уместно.
Зачем же Центробанк России увеличивает количество денег с такой скоростью? Все нюансы денежной политики раскрыть сложно. Они обсуждаются в закрытых кабинетах. Но самым очевидным ответом на этот вопрос представляется ситуация с дефицитом бюджета.
В настоящее время дефицит составляет 2% ВВП или 1,7 трлн. руб. При этом внешние заимствования сейчас слишком ограничены, а размер внутренних и так находится на пределе возможного при текущих ставках.
Кроме того новые деньги уходят на рефинансирование долгов квази-государственных корпораций. Об этом мы писали еще в 2015 году: Долги наши тяжкие
Комментарии