Почему мы богаче, чем думаем?

27 июл 2013 Сергей  Кикевич

По данным Всемирного Банка в этом году Россия вошла в пятерку крупнейших экнономик мира, если ВВП считать по паритету покупательной способности рубля. На блоге Сергея Журавлева появилась интересная статья со стройным объяснением почему на душу нашего населения приходится так много "богатства".

Возможно, кое-кто удивился, узнав, что  ВВП России в долларах по паритету покупательной силы (ППС) такой большой – 23.8 тыс. в год, или почти 2 тыс. в мес. на среднероссийскую душу, включая младенцев и стариков, и регионы типа Калмыкии и Ингушетии, где и в рублях-то такая сумма вполне «зачетна». Конечно, ВВП России – это не только доходы россиян, поскольку часть этого ВВП создается трудом иностранцев или с использованием принадлежащих им капиталов. Однако эта утечка доходов невелика – всего около 70 млрд.долл. в год, или 0.5 тыс. на душу. Ну и, конечно, ВВП не сводится к денежным доходам домохозяйств, они составляют у нас менее 2/3. Но все равно остающаяся цифра 1.2-1.3 тыс. долл. денежных доходов в месяц на «нос» выглядит неправдоподобно большой.

Секрет заключается в слишком большой дифференциации ППС по разным статьям расходов. Часто отмечают, что Россия, а особенно Москва, никак не выглядит дешевой страной в сравнении со США. Как видно из графика, это так и есть, когда речь идет о потребительских расходах на товары. ППС рубля тут даже ниже обменного курса (эту разницу я выделил на графике цветом). Зато внизу графика располагается область, где покупательная сила рубля необычайно высока. Другими словами, соответствующие услуги в России крайне дешевы по американским меркам.

23-07-2013 20-12-39
Источник: по данным Росстата

У нас дешевое государство (госуслуги, и прежде всего, самые массовые из них – армия, полиция и пенитенциарная служба, причем, подчеркну, речь идет не о размерах этих структур, так сказать, в «физобъеме», а сравнительной цене единицы этого «физъобъема»). Дешевы услуги ЖКХ и электро- газо- водоснабжения, образования и здравоохранения (опять же подчеркну, речь идет не о дешевизне этих услуг по отношению к расходам населения, которые из-за бюджетной поддержки могут быть и нулевыми, а по отношению к расчетным ценам, с которыми они учитываются в российском ВВП). Наконец, у нас значительно дешевле стоило выпить, и особенно, покурить. (Приведенные на графике цифры относятся к последним имеющимся данным, 2008 года, которые в части алкоголя и сигарет сегодня чрезвычайно устарели.)

Таким образом, эти 2 тыс. долл. в месяц выходят, если бы мы отапливались, оборонялись и сидели, а также обучались и здравоохранялись по американским ценам. Россия в некоторым смысле является заложницей своего местоположения и необъятной территории, на обогрев и охрану которой приходится тратить слишком большую по мировым ценам долю ВВП. Поэтому при сопоставимых уровнях ВВП по ППС, население России, наверное, всегда будет ощущать себя беднее жителей более компактных и удачно расположенных территорий.

А как выглядят соотношения ППС по разным составляющим конечных расходов сейчас? Хотя более свежих данных нет, но можно предположить, что за 5 лет, прошедшие с 2008 года, эти соотношения сблизились. Это вытекает из того, что соотношение курса рубля к ППС по ВВП в целом, составлявшее тогда 0.58 (ППС доллара 14.34 руб. при среднегодовом курсе 24.8) выросло в 2012 до 0.60 (ППС и курс 18.45 и 30.8 соотв.).

Сближение курса и ППС стало отражением реального укрепления рубля, которое в первом приближении отражает изменение в их соотношении (рост среднего уровня цен в стране относительно американского). Кстати сказать, именно на эту корректировку на изменение реальных обменных курсов примерно отличаются оценки страновых ВВП МВФ и Мирового Банка в интервалах между раундами пересчетов ППС, что вносит немало сумятицы в головы неподготовленных пользователей этих оценок. 

Понравилась статья?

Самое интересное и важное в нашей рассылке

Анонсы свежих статей Информация о вебинарах Советы экспертов

Нажимая на кнопку "Подписаться", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности


Комментарии (0)

    наверх