Что ожидать от проверки декларации?

26 июл 2019  Екатерина  Пирогова  Все авторы

Скоро подойдет срок окончания камеральных проверок деклараций, поданных за 2018 год, в которых необходимо было заявить, прежде всего, свои доходы.

Напомним, что декларации только с налоговыми вычетами можно подавать в течение всего года, но не более чем за три предшествующих года. 

Очень хочется надеяться, что для большинства проверки окончатся в срок и с положительным результатом. Но для кого-то могут быть и «сюрпризы» от налоговой. Поэтому довольно кратко даем рекомендации по самым основным моментам.

Камеральная проверка (камеральная налоговая проверка) - это налоговая проверка поданных деклараций в налоговой инспекции на предмет соблюдения налогового законодательства.

Все статусы камеральной проверки можно отслеживать в личном кабинете на nalog.ru (даже если подавали декларацию лично или по почте). Если после трехмесячного срока ожидания с даты отправки декларации статус проверки положительный, то те, кто ждет возвращения вычетов, еще не больше месяца ждут приятных новостей из банка (при условии, что они подали заявления на перечисление средств на банковский счет). Для тех, кто заявлял доходы, с которых необходимо доплатить налог, оплату нужно произвести до 15 июля.

Если документов не хватает

Довольно часто в ходе камеральной проверки у налоговой возникает необходимость в дополнительных документах для проверки данных, указанных в декларации. Для этого инспектор может связаться по телефону с просьбой принести копии и, в отдельных случаях, оригиналы документов (например, справки для налоговой для подтверждения услуг по лечению). Также могут прислать требование на предоставление документов. Это могут сделать не только через личный кабинет, но и по почте. Если такое требование было получено, то игнорировать его не стоит. В срок, отведенный в требовании, документы нужно отправить в налоговую.

Не стоит отправлять в налоговую документы, если они уже ранее предоставлялись (например, для ежегодного подтверждения имущественного вычета), ведь об этом прямо говорится в Налоговом кодексе РФ. А также, если трехмесячный срок проверки окончен, то требование исполнять не стоит, указав налоговой об этом нарушении.

Вынесен акт по проверке

Отрицательным результатом проверки считается вынесенный акт камеральной налоговой проверки, который должен обязательно быть вручен налогоплательщику. Акт должен быть оформлен в течение 10 рабочих дней и вручен в течение 5 рабочих дней. Но на практике налоговая довольно часто нарушает эти сроки, отправляет акт по почте и вообще очень долго может его лично вручать. У налоговой нет практики отправки акта через личный кабинет.  

Получив акт, нужно внимательно его изучить, так как все нарушения в нем описываются со ссылками на налоговое законодательство. Далее важно понять, согласны ли вы с нарушениями в акте или нет.  Если согласны, то это будет большой радостью для налогового инспектора. Здесь важно не упустить, нужно ли предпринимать какие-либо действия (например, уплатить налог, пеню), и если да, то их желательно произвести (можно сразу или дождаться вынесения окончательного решения по проверке).

Оспаривание акта проверки

Если с нарушениями, описанными в акте не согласны полностью или частично, то тогда в течение месяца со дня получения акта нужно отправить в налоговую любым способом письменные возражения, в которых необходимо указать с чем не согласны и на каких основаниях. К возражениям можно приложить документы или другие доказательства своих аргументов. Рекомендуем воспользоваться своим правом на возражение, так как на этапе их рассмотрения налоговая может изменить свое мнение о нарушениях и окончательное решение принять в пользу налогоплательщика. Инспекция обязательно должна пригласить на рассмотрение возражений, где можно будет лично озвучить как инспекторам, так и руководителю налоговой, свою позицию и аргументы.

Может случиться и так, что налоговая на этапе рассмотрения возражений оставит в силе свое мнение о нарушениях и вынесет решение не в пользу налогоплательщика. Тут также есть два варианта, согласиться или не согласиться с решением инспекции. В случае согласия все также, как и в случае согласия с актом.

Для выражения несогласия с решением инспекции можно его оспорить в вышестоящем налоговом органе.

Жалуемся дальше и «выше»

Для оспаривания решения налогового органа, проводившего проверку, необходимо направить апелляционную жалобу с приложением документов. Для этого есть один месяц и направлять жалобу нужно будет через ту же инспекцию, которая и проводила проверку. Инспекция, получив жалобу, сформирует весь необходимый пакет документов и сама направит в вышестоящий налоговый орган. Рассматривать жалобу там будут в течение 30 дней и вынесут решение, о котором сообщат в течение трех дней.

Дальше спорить с налоговой можно будет только в суде.

Самое важное, что нужно знать про проверку налоговой декларации и после нее:

  • Прежде всего, это сроки проведения проверки. После окончания трехмесячного срока статус проверки декларации должен говорить о результате проверки (положительно, отрицательно или частично удовлетворительным).
  • При заявлении налогового вычета с возвратом средств на банковский счет должен пройти не больше одного месяца с даты написания заявления о перечислении средств, при условии, что камеральная проверка окончена положительно.
  • Если статус декларации указывает на то, что проверка окончена с отрицательным результатом или частично удовлетворительным, то должен быть получен акт камеральной проверки.
  • В случае наличия акта и несогласия налогоплательщика с его результатами, оспаривание должно проводиться согласно НК РФ, где подробно указан порядок и сроки на обжалование акта и решения налогового органа.
  • Очень важно контролировать соблюдение налоговым органом всех прав налогоплательщика и процедуры по проверке (срок вручения акта для возможности предоставления возражений, уведомление о назначении возражений, сроки вручения решения для возможности его обжалования и другие), а также на нарушение налогового законодательства инспекцией. Последствия данных нарушений может положительно отразиться на общем результате проверки.
  • Если все решения налоговых органов не принесли желаемого результата, то окончательным этапом является отстаивание своей правоты в суде.

Выводы

Окончание камеральной проверки налоговой декларации всегда долгожданный момент. И если камеральная проверка не оправдала ожидания, то не стоит впадать в панику. В ходе проверки ведь может выясниться, что в декларации есть ошибки или в каком-то вопросе есть заблуждение. Если однозначно в своей правоте уверены, то нужно запастись терпением и временем, «выключить» эмоции и четко, аргументированно начать взаимодействовать с налоговым органом. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью профессионалов, что в каких-то случаях будет более результативно. Но, к сожалению, все эти мероприятия занимают достаточно много времени и сил.

Понравилась статья?

Самое интересное и важное в нашей рассылке

Анонсы свежих статей Информация о вебинарах Советы экспертов

Нажимая на кнопку "Подписаться", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности


Комментарии (0)

  1. Артем 02 августа 2019, 12:27 # 0
    Здравствуйте. Налоговая уже после окончания сроков камеральной проверки направило по почте требование предоставить 1.Заявление о присоединении к ИИС и 2.сведения о доходах 2ндфл. Второй документ был предоставлен первоначально в электронном виде через личный документ, а первый документ мой брокер БКС предоставить не может (у него он называется по-другому — генеральное соглашение). Подскажите чем регламентировано предоставление документов по ИИС и обосновано ли требование налоговой в предоставлении именно Заявления о присоединении?
    1. Екатерина 02 августа 2019, 13:33 # 0
      Добрый день. Во-первых, хочу уточнить, когда отправили требование. Если после 3-х месячного срока (дата в требовании именно такая), то тогда нужно направить в налоговую ответ, с просьбой пояснить на каком основании выставляется требование в нарушение налогового законодательства. Во-вторых, если требование выставлено правомерно, то тогда нужно подготовить те документы, которые у Вас есть, приложив к документам свои пояснения о том, что название документа у вашего брокера другое. Справку 2-НДФЛ раньше запрашивали именно оригинал, в связи с чем сейчас такое требование сложно сказать, тк есть электронные справки в налоговой. Можно также указать в пояснениях, что справка 2-НДФЛ уже предоставлялась и в наличие у налоговой имеется.
    наверх