О зарубежном брокерском счете придется рассказать налоговой

2 августа 2019 года Президент Российской Федерации подписал изменения в закон «О Валютном регулировании и валютном контроле». Как мы писали ранее, этот закон распространяет требование об обязательном декларировании физическими лицами счетов в финансовых организациях за рубежом. Таким образом, в дополнение к требованию о декларировании счетов в иностранных банках, с даты вступления данного закона в силу (1 января 2020 года) частным инвесторам из России также будет необходимо декларировать счета в «иных организациях финансового рынка, … имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента (далее - иные организации финансового рынка)».

Поскольку иностранные брокеры являются такими «иными организациями финансового рынка», то начиная со следующего года нужно будет отчитываться о таких счетах.

Изменения, которые вносит новая редакция закона

Что еще важно знать про данный закон.

  • Уведомлять об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов нужно налоговые органы по месту своего учета в течение одного месяца, с момента соответствующего действия
  • Зачислять или списывать средства с таких счетов можно «в случаях, установленным Центральным банком». Что это за случаи, и когда их установит Центральный банк пока неизвестно
  • Отчитываться налоговым органам также нужно о движении средств по таким счетам. Порядок предоставления отчетности устанавливается Правительством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен только для банковских счетов (Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. N 1365). До вступления закона в силу 1 января следующего года Правительство скорее всего внесет изменения в данное постановление или примет другой нормативный акт, чтобы урегулировать предоставление отчетов по зарубежным небанковским счетам.
  • Отчет о движении средств за отчетный год можно не предоставлять, при соблюдении всех следующих условий:
    • Счет открыт в организации, расположенной на территории государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ
    • Такое иностранное государство автоматически обменивается с Российской Федерацией финансовой информацией на основании соответствующего соглашения
    • Сумма зачислений за год не превышает 600 тыс. рублей (эквивалент в валюте) или остаток средств на счету не превышает эту сумму, если в течение года на счет не было зачислений

Ответственность за нарушение

На сегодняшний день также не урегулированным остается вопрос об ответственности за нарушение такой обязанности. Напомним, что за нарушение обязанности резидентов представлять в налоговый орган уведомления об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по таким счетам, ответственность установлена Кодексом об Административных Правонарушениях. При этом ответственность установлена как за несоблюдение порядка представления отчета о движении средств по счетам, так и за нарушение срока представления такого отчета, а также соответствующих уведомлений. Скорее всего, в КоАП в скором времени также будут вноситься соответствующие изменения.

Файлы для скачивания

Новая редакция N 173-ФЗ «О Валютном регулировании и валютном контроле»

Размер: 379755 байт


Для скачивания файлов необходимо зарегистрироваться или авторизоваться


Комментарии

  1. Boris 16 августа 2019, 11:59 # 0
    Никита, благодарю за статью!

    Правильно ли я понял, под определение иные организации финансового рынка попадают зарубежные страховые и управляющие
    компании, имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных
    финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо
    или косвенно за счет резидента (далее — иные организации финансового рынка)».
    1. Никита 04 сентября 2019, 13:31 # 0
      Борис, на сегодняшний день официальных разъяснений/ ответов уполномоченных органов на этот вопрос нет. Очевидно, что и практики применения данного закона пока еще нет, она начнет складываться только с 2020 года, когда изменения в Закон о валютном контроле вступят в силу. Поэтому сегодня невозможно дать точный и однозначный ответ на ваш вопрос. В этой связи изложенное ниже является нашим субъективным мнением, не претендующим на истину в последней инстанции.

      Под указанное понятие «иных организаций финансового рынка» («ИОФР»), на наш взгляд, однозначно попадают брокерские счета; определение данного понятия в Законе о валютном контроле в точности соответствует описанию деятельности брокерских компаний. В отношении же страховых и управляющих компаний, ответ не так однозначен. Чтобы дать аргументированный ответ на ваш вопрос по конкретной ситуации, нужно ознакомиться с договорами, которыми оформляются отношения с указанными компаниями. При этом особое внимание стоит обратить на способ фиксации клиента и его активов в инфраструктуре компании. Если клиенту открывается счет (account) любого вида, то, скорее всего, такая компания будет являться «ИОФР» в смысле статьи 12 Закона о валютном контроле и об отношениях с такой компанией, а именно о таком счете и движении по нему, нужно будет отчитываться в ФНС. Действительно, при открытии счета (в банке, управляющей компании, у брокера и т.д.), на таком счету учитываются средства клиента. Т.е. счет принадлежит клиенту, и он обладает правом собственности на активы, находящиеся на таком счету.

      В случае страховых компаний ситуация может быть другой. При заключении договора страхования, средства переходят в собственность страховщика (страховой компании). Таким образом, клиент теряет право собственности на свои активы, приобретая взамен права требования к страховой компании в соответствии с заключенным с ней договором. Соответственно, страховая компания приобретает право собственности на переданные ей активы, но при этом становится обязанной клиенту по договору страхования. Выражаясь юридически клиент «меняет» вещное право (собственности) на обязательственное право (требовать со страховщика). Собственно, именно этим и обусловлена особенность страхования как защитной стратегии, которая позволяет избежать обращения взыскания на активы/ имущества от, например, кредиторов или раздела имущества при разводе (т.к. имущества как раз на момент раздела и нет, есть только права требования к страховой компании через N лет). Поэтому можно предположить, что изучив условия соответствующего договора, вероятно возможно будет сделать вывод о том, что страховая компания не будет являться ИОФР и по такому договору не нужно будет отчитываться в ФНС. Если, однако, по условиям договора страхования, страховая компания открывает клиенту счет, то, на наш взгляд, сделать такой вывод будет уже затруднительно.
      Таким образом, на сегодняшний день уверенности в трактовке закона нет. ФНС не отвечает на запросы о разъяснении данного закона, и даже (как мы уже писали в статье) действующие формы отчетности не приспособлены для отчетов по любым другим счетам, кроме банковским. Очевидно, что уполномоченные органы со временем выпустят нормативные документы, для обеспечения исполнения данного закона. Сказать, когда это произойдет сложно. Хочется надеяться, что это будет до 1 января 2020 года (вступление в силу изменений в Закон о валютном контроле), однако есть много примеров из других областей, когда вопросы оставались неурегулированными и после вступления законов в силу. Мы продолжаем следить за развитием правоприменительной практикой по данному вопросу.

      Если же в вашей деятельности уже сейчас возникает практическая задача, требующая ответа на заданный вами вопрос, то в отсутствие нормативных ориентиров можно посоветовать следующее: 1) изучить договор для определения существа отношений клиента с организацией, чтобы выяснить, походят ли услуги, оказываемые такой организацией под определение «иной финансовой деятельности» как определено в Законе о валютном контроле, и открывается ли клиенту счет, и 2) получить заключение квалифицированных юристов по конкретной ситуации с выводами об наличии (или отсутствии) у клиента обязанности отчитываться с 1 января 2020 г., и руководствоваться таким заключением.

      Оставьте комментарий